Остановка "Дом с атлантами"

ИСТОРИЯ ТРАМВАЯ, или КТО ТАКОЙ «МЕТР С КЕПКОЙ»

              За окном XXI век, и по самарским улицам уже не один месяц бегает трамвай, оснащенный Wi-Fi. Толкучка в часы пик, правда, порядком напоминает век прошлый, но это, как говорится, мелочи жизни – решение проблемы беспросветных пробок вкупе с бесплатным беспроводным Интернетом позволяет закрыть на них глаза.

              А ведь когда-то, представьте себе, по тем же самым городским улицам людей в вагонах возили лошади. И никаких вам заторов, ни пробок, ни Wi-Fi

СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО

Словом «tramway» (от англ. «trame» - столб, брус и «way» - дорога) назывались пути из деревянных брусьев, по которым катили тележки с углём или рудой. Есть и другая версия. Будто был некий инженер Утрам, чьим именем назвали новый вид железной дороги, который был изобретен с его участием. Сами понимаете, что эта версия мало состоятельна.

Конка
Конка
    КОНКА

Предшественником электрического трамвая была конка – городская железная дорога, вагоны которой приводились в движение тягловыми животными. Первые в мире городские конки открылись в Балтиморе (США) в 1828 году. Но успех к ним пришел лишь спустя 25 лет, когда Альфонс Луба изобрел рельсы с желобом, которые утапливались в полотно дороги. До этого использовались рельсы, выступающие на 15 см над уровнем улицы, что осложняло движение.

Первый электрический трамвай
Первый электрический трамвай
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТРАМВАЙ

Что касается электрического транспорта, то основные вопросы его теории разработали русские учёные Б.С. Якоби, В.Н. Чикалев, Д.А. Лочинов и П.Н. Яблочков еще в 1838 году. А первым изобретателем-практиком является Федор Аполлонович Пироцкий. В 1880 году он сумел «двинуть», как писали газеты, на электрической тяге настоящий вагон конки. Питание обеспечивала расположенная рядом миниатюрная электростанция. Однако все это осталось только экспериментом – фактически изобретателем трамвая является Вернер Сименс. Он создал машину, которая впервые была использована в 1879 году на Германской промышленной выставке в Берлине. Скорость составляла 6,5 км/ч, локомотив питался от третьего рельса постоянным током напряжением в 150 вольт и имел мощность в 3 лошадиные силы. К локомотиву цеплялись четыре вагона, каждый из которых имел шесть мест. За 4 месяца работы выставки новое транспортное средство перевезло 86 тысяч человек. После такого успеха Сименс приступил к строительству электрической трамвайной линии протяженностью в 2,5 км в берлинском пригороде Лихтерфельд. Моторный вагон получал ток напряжением в 100 вольт через оба рельса. В 1881 году первый трамвай, построенный компанией «Siemens & Halske», прошёл по железной дороге между Берлином и Лихтерфельдом, тем самым открыв трамвайное движение.

Первый киевский трамвай
Первый киевский трамвай

ПЕРВЫЕ ТРАМВАИ В РОССИИ

Первый трамвай в Российской империи возник в Киеве, случилось это 2 мая 1892 года. Строил его инженер А.Е. Струве.

В Москве трамвай пошёл только в 1899 году, а в Петербурге и вовсе в 1907, несмотря на то, что первая трамвайная линия там была проложена ещё в 1894 году прямо по льду Невы.

До 1917 года было открыто движение ещё примерно в полутора десятках городов, среди которых половину составляли торгово-промышленные центры на Волге (Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Царицын).

Самарский трамвай
Самарский трамвай

ТРАМВАЙ В САМАРЕ

В Самаре конка появилась в 1890 году, когда Самарская городская дума и Бельгийская компания акционерного общества городских и пригородных дорог в России в лице Блюмера и Рубинского подписали контракт на постройку и эксплуатацию конно-железной дороги. Проходила она от Старого Собора (совр. Хлебная площадь) по Казанской (ул. А. Толстого), мимо Александровского сквера по Вознесенской (ул. Ст. Разина), далее по Воскресенской (Пионерская), Дворянской (Куйбышевская), Панской (Ленинградская) до Соборной (Молодогвардейская), затем по Соборной до Москательной (Л.Толстого) и с Москательной по Самарской, Симбирской (Ульяновская) и Садовой до Молоканского сада (пр. Ленина – Первомайская). Протяженность маршрута составляла около 6,5 км. Скорость конки определялась не более 12 км/ч.

В начале ХХ века, с развитием электрической техники, идея запустить электрический транспорт пришла и в Самару. Создалась специальная трамвайная комиссия, во главе которой встал столичный инженер П.А. Суткевич. Комиссия эта развила бурную деятельность, и в 1914 году началась постройка линий и трамвайного парка.

Торжественное открытие трамвая состоялось в день святого Алексия, небесного покровителя Самары – 12 февраля 1915 года ровно в полдень. Первый вагон вел сам Суткевич по маршруту 1 – от Трамвайного парка до Алексеевской пл. (пл. Революции). Скорость трамвай развивал до 22 км/ч. За первый день выручка составила 297 рублей 60 копеек, а через 17 дней выросла до 8385 рублей. Билет тогда стоил 3 копейки.

К концу 1915 г. более 30 вагонов ездили по 5 маршрутам.

На первых порах против трамвая было много возражений – травматизм был выше, чем у конки. Да и конкуренция конки была высока – ее владельцы упорно сопротивлялись строительству трамвая. Чтобы решить эту проблему, Суткевич предложил прокладывать дорогу для трамваев параллельно конке. Так и сделали. Через два года конка не выдержала конкуренции, её владельцы обанкротились и ликвидировали свое предприятие.

Памятник первому в Восточной Европе трамваю. Киев, 1992
Памятник первому в Восточной Европе трамваю. Киев, 1992
А ВЫ НЕ ЗНАЛИ?

- На острове Мэн (Великобритания) до сих пор существует конный трамвай.

- Самая крупная трамвайная сеть в мире находится в австралийском городе Мельбурн.

- Самую длинную поездку на трамвае можно совершить в Германии, проехав из пригорода Крефельда в Виттен. Протяжённость поездки составит 105,5 км, на преодоление этого расстояния уйдёт примерно пять с половиной часов, при этом придется восемь раз совершать пересадку.

- Самый длинный трамвайный маршрут без пересадок - Береговой трамвай (нидерл. Kusttram) в Бельгии. На этой линии в 67 км имеется 60 остановок.

- Самая протяженная трамвайная сеть России расположена в Санкт-Петербурге. Протяженность линий в двухпутном исчислении составляет около 220 км. Самый длинный маршрут - 40-й, около 20 км.

- Трамвай села Молочное - наименьшая трамвайная система и единственный сельский трамвай на территории бывшего СССР (1.4 км, 2 вагона, 2 остановки).

- Происхождение крылатого выражения «метр с кепкой» связано с трамваем. Проезд на трамвае раньше был бесплатным для детей ростом ниже 1 метра. Для определения роста ребенка при входе в трамвай даже имелись специальные линии. Но родители не торопились платить за своих подросших отпрысков и потому утверждали, что рост их ребёнка меньше метра, но визуально кажется бо́льшим за счет головного убора – метр с кепкой. 

При подготовке данной статьи использованы материалы Рунета.

Write a comment

Comments: 0

Стальная колея

Самару посетил писатель Олег Рой.

Встреча состоялась

9 июля 2015 года

в книжном магазине "Метида".

Подробнее...